Визит участников проекта в Финляндию
Статьи Визит участников проекта в Финляндию
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
поиск

Особые Мастерские

Визит участников проекта в Финляндию

E-mail Печать PDF

Состав делегации:
Архипова Наталия Александровна - мастер производственного обучения ГОУ СПО Технологический колледж №21,
Пантуев Андрей Валерьевич - педагог ГОУ СПО Технологический колледж №21,
Ахтямова Юлия Александровна - психолог «Центра лечебной педагогики», координатор проекта «Тренировочная квартира»,
Головина Галина Алексеевна - педагог-психолог ГОУ СПО Технологический колледж №21

 

Сроки визита: 07.02.2011 - 11.02.2011

 

07.02.2011

Прибытие в Хельсинки. Посещение Профессионального училища Кескуспуйсто (ПУК).

Профессиональное училище Кескуспуйсто
Владелец училища - Фонд инвалидности ORTON. Разрешение на обучение выдано Министерством образования. В ORTON работает 1000 человек. В состав ORTON входят: училище, больница, реабилитационный центр.
Первоначально реабилитационный центр был организован для инвалидов Второй Мировой войны. Сейчас переключился на реабилитацию инвалидов, в основном, имеющих нарушения опорно-двигательной системы. Основные направления деятельности реабилитационного центра: реабилитация инвалидов, изготовление адаптационного оборудования, разработка новых методов реабилитации.
В училище работают 450 человек персонала.
Студенты училища учатся 5 дней в неделю с 9.00 до 15.00 часов, но по индивидуальным запросам студенты, родители которых работают, могут находиться в училище с 6.00 до 17.00 часов. Оплату продленного пребывания оплачивают муниципалитеты по месту постоянного проживания студентов. Все студенты имеют право на бесплатную транспортировку от места проживания до места обучения или центра трудовой занятости.
1) Факультет подготовки и реабилитации - 385 уч-ся (3 года)
2) Факультет профессионального образования - 425 уч-ся (3 года)
3) Факультет обучения взрослых
4) Центр трудовой занятости

На Факультете подготовки и реабилитации работают группы для людей с нарушениями, имеющими следующую направленность:
1) Группы с синдромом Аспергера
2) Группы для подготовки в среде услуг
3) Группы для подготовки взрослых
4) Группы для слабовидящих. (Эти студенты могут также пройти обучение по программе профессиональной подготовки.)
5) Группы подготовки для трудовой деятельности и самостоятельного проживания
6) Группы реабилитации для людей с учетом диагноза
7) Группы, занимающиеся ручным трудом
8) Группы, ориентированные на социальную сферу
9) Группы для работы с компьютером
10) Группы для работы с текстилем и ткачеством
Для обучения на этом факультете формируются группы 3-х уровней:
I уровень - студенты, имеющие неглубокие нарушения и нуждающиеся в поддержке при обучении;
II уровень - студенты, имеющие выраженные отклонения в развитии;
III уровень - студенты, имеющие серьезные нарушения и тяжелые отклонения в развитии (у каждого такого студента есть право на личного помощника).
Наполняемость групп 6-8 человек.
Факультет профессионального образования для обучения людей без нарушений.
На этом факультете обучают по следующим специальностям:
- автомеханик
- обработка металла
- логистика
- обработка поверхности
- чертежник
- обслуживание зданий коммуникаций
- электронно-вычислительная техника
- обивка мебели
- обработка информации с базами данных
- повара
- работники, помогающие на дому и в сфере обслуживания
- уборщики
- социальные услуги и здравоохранение (сотрудник по ближнему уходу)
- сфера бизнеса (мерчендайзер)
- культурная сфера: а) аудиовизуальные средства: фото, видео, запись звука;
б) прикладное творчество;
в) музыка;
г) танцы.
Наполняемость групп: 8-12 человек.
Факультет обучения взрослых:
- помощник по обучению
Остальной список профессий совпадает со списком профессий факультета профессионального образования.
Выпускники училища попадают по опеку соцработников муниципалитета, который обеспечивает и финансирует их дневное пребывание или трудоустройство. В целом, около 50-60% выпускников устраиваются на работу.
Центр трудовой занятости
В основном, ребята, окончившие училище, становятся клиентами Центра трудовой занятости. Они получают зарплату от 8-10 евро в день, при этом сохраняется их пенсия. Те, кто не становятся клиентами этого Центра занятости, направляются в другие муниципальные центры или, если повезет, на рабочие места в социальные предприятия.
Социальные предприятия – это те предприятия, которые имеют 30% сотрудников с ОВЗ; при этом предприятие получает от государства компенсацию. Государственная поддержка осуществляется в течение 5 лет. К сожалению, те предприятия, которые закончили получать финансовую поддержку от государства, сами не выживают.
Трудоустройством выпускников училища занимается Отделение по трудоустройству. Руководит этим отделением Микка Кейолин. Под его руководством в Отделении работают 3 человека.
Бюджет училища складывается из поступлений:
1) Из госбюджета
2) Проектное финансирование из Министерства Образования
3) Из Евросоюза
4) Из доходов от работ студентов
5) Специалисты проводят тренинги, и организации их оплачивают и составляет в год - 67 млн. евро.

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

 

 

08.02.2011

Приезд в г. Порвоо. Ознакомление с работой подразделения ПУК в г. Порвоо. (Центр трудовой занятости и дневного пребывания).

Порвоо
Центр состоит из 4 подразделений:
1. Группа подготовки к трудовой деятельности и самостоятельной жизни (для людей с аутизмом).
2. Группа подготовки к самостоятельной жизни для людей с умственной отсталостью и аутистов с сохранным (не сильно сниженным) интеллектом.
3. Подготовительный факультет для работы в торговле и сфере услуг.
4. Подготовительный факультет ручного труда в декоративно-прикладном направлении.
О структуре и об организации работы Центра рассказывала руководитель 1-ого подразделения – Биргит.
Механизм поступления для студента Центра следующий:
- приглашают специального педагога широкого профиля;
- оценивают возможности студента и предлагают варианты;
- когда студент делает выбор будущей профессии, он на 1 неделю отправляется учиться в училище по выбранной профессии;
- педагог из училища наблюдает за ним;
- педагог дает письменную оценку пригодности/ неготовности к обучению.
Контингент: аутисты, глухие аутисты, синдром Аспергера, синдром Дауна, 1 студент с синдромом Рубинштейна-Тейби, студенты с генетическими нарушениями, из-за близких браков, недостаток кислорода во время родов и др.
Наполняемость групп: 8-12 человек. Возраст обучения - от 16 до 50 лет.Количество персонала - 16 человек на 16 тяжелых студентов. (Руководитель, спец. педагог, 3 инструктора, 11 личных инструкторов). Каждому студенту составляют личный учебный план.
По окончании обучения никакие дипломы не выдаются, но те, кто окончили 3-е или 4-е подразделение, могут пойти учиться дальше, чтобы получить профессию. За 10 лет 5 человек смогли поступить на профессиональное образование. Все остальные становятся клиентами центров трудовой занятости для инвалидов по месту жительства.

Этева (Центр трудовой занятости)
В Центре работают 1300 сотрудников. Клиентами Центра являются 79 человек.
Для организации и финансирования этого Центра и еще 150 ему подобных было создано Объединение 53-х муниципалитетов.
Каждый год это Объединение решает, какие услуги будут закупаться для клиентов у этих центров. У каждого центра существует свой прейскурант цен на предоставляемые услуги. Например, существует 5 уровней услуг:
1 уровень. Самостоятельное проживание (150 евро в день)
5 уровень. Круглосуточное сопровождение (250 евро в день)
В каждом пункте описано, что входит в услуги.
Бюджет Центра (1 млн. евро) складывается следующим образом:
900 млн. евро выделяет муниципалитет.
5 тыс. евро – доход от текстильной мастерской.
10 тыс. евро - от других заказов.
Большая часть клиентов проживает в общежитии. У всех есть право на работу и самостоятельное проживание, поэтому муниципалитет обязан предоставить им собственное жилье.

 

09.02.2011

Посещение общежития поддерживаемого проживания Канкуринкоти.

Общежитие и центр дневного пребывания
Элина – руководитель Центра дневного пребывания и ответственный инструктор общежития поддерживаемого проживания.
В Центре ежедневно пребывает 35 человек с тяжелыми умственными нарушениями. В Центре постоянно работает 5-6 групп. Время пребывания: с 9-15.
1) Поддержание жизнедеятельности
2) Декоративно-прикладная деятельность.
Программа поддержания жизнедеятельности включает в себя занятия в физкультурном зале с сенсорной стимуляцией, занятия в комнате релаксации. Есть бассейн, в который приходит физиотерапевт, и сауна.
Общежитие при Центре дневного пребывания.
Основано в 1957 году родительской организацией. Раньше жили те, кого переселили из учреждений закрытого типа.
Задачи:
* Установление контакта
* Помочь жильцу влиять на свою жизнь
Деньги на постройку этого здания были получены от:
- государства
- игрового бизнеса (государственная лотерея)
- из жилищного фонда.
Проживание организовано следующим образом. Групповой дом из 3 подразделений, каждое для 5 человек. Основано на идее интеграции. У каждого проживающего своя комната (19 кв. м на 1 чел., 4-5 кв.м. на туалет и душ), которая меблируется с учетом вкуса хозяина. Общая гостиная/столовая и кухня. Еду сами не готовят, а привозят уже готовую и на месте только разогревают. На 5-6 человек
- 5 чел. персонала: 3 днем и 2 ночью.
За общежитие платит часть муниципалитет, а часть (600 евро за проживание и питание) сам проживающий из своей пенсии, если этого недостаточно, то выплачиваются еще субсидии. У проживающих пенсия 850 евро + жилищная субсидия.
В основном контингент не меняется. Место освобождается примерно 1 раз в 2 года. Кто-то переходит в мед. учреждения.

Общежитие 2
Ответственный инструктор, Лаура, рассказала, как организовано проживание в их общежитии. В отдельно стоящем здании на втором этаже организовано 16 мест для проживания взрослых людей с нарушениями умственного развития. Возраст проживающих: 55-65 лет. Количество персонала - 11 человек. Образование персонала следующее: 1 медсестра, 3 человека с высшим образованием, 1 физиотерапевт. Для сотрудников - 3-х сменный график работы. Готовят еду сами. Один раз в неделю опрашивают жильцов, чего они хотят. Один раз в месяц – собрание жильцов.
На 1-м этаже этого же здания живут те, кому меньше нужна поддержка. У каждого жильца первого этажа своя мини-квартира-студия. Им оказывается минимальная поддержка, скорее контроль.
Есть проблемы между персоналом и жильцами в связи с контролем и с установлением границ. Поощряют самостоятельность клиентов и дают возможность учиться на своих ошибках.
Проблема, которую сейчас решают в Финляндии, – такие люди не могут поменять место жительства по своему усмотрению!

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

Визит участников проекта в Финляндию

 

10.02.2011

Поездка в муниципалитет Ориматтила в общину Тапола, основанную на принципах Кемпхилл и антропософской идеологии.

Антропософская община Тапола
Община основана в 70-е годы. Сейчас состоит из 10 домов, в которых постоянно проживают 70 человек, из которых 36 клиентов, остальные - персонал с семьями.
Деятельность общины включает в себя выращивание зерновых, пряных трав, овощей. Скотный двор состоит из 20 коров (оригинальной редкой породы - коровы без рогов), 2 лошади, а также разводят кур и кроликов. Кроме этого, есть своя сыроварня. В зимний период жители деревни занимаются декоративно-прикладной деятельностью (ткачеством). 50-60% необходимых продуктов жители деревни покрывают за счет своего хозяйства, остальное доплачивает муниципалитет. На содержание данного хозяйства берется плата с проживающих клиентов из их пенсии, и муниципалитет доплачивает за их содержание.
Организатор общины - лечебно-педагогическое сообщество Кемпхилл. Сотрудники раньше работали бесплатно, з/п поступала на общий счет. Теперь каждый получает, но делится со всеми. В Англии в подобных общинах сотрудники работают до сих пор без заработной платы, но по выходу на пенсию они сталкиваются с большими трудностями.

 

11.02.2011

Поездка в город Керава. Знакомство с городским Центром трудовой занятости инвалидов.

Керава. Центр трудовой занятости
Руководитель центра занятости инвалидов, Ханну, рассказал об организации работы и истории создания этого Центра.
История.
В 60-70-е гг. лиц с ограниченными умственными возможностями стали отделять от психически больных, для них строили отдельные учреждения.
В 70-е гг. принимается закон, в котором заботы об этих людях закрепляются за муниципалитетами.
В 80-е гг. муниципальные объединения стали открывать Трудовые центры закрытого типа.
В 90-е гг. стали искать места на открытом рынке.
В 2000 г. переход от интеграции к инклюзии.
До 1995 г. трудовые центры финансировало государство, после - только муниципалитеты.
Общежитиями и трудовыми группами лиц с тяжелыми нарушениями занимаются межмуниципальные объединения.
В Керава много организаций, которые предоставляют такие услуги. Частные фирмы могут предоставлять услуги по прейскуранту.
Муниципалитет рассматривает и выбирает, какие услуги покупать.
Есть организация, которая занимается трудоустройством таких людей. Устройство работы Центра трудовой занятости. Принимаются студенты, способные работать в таких условиях и выполнять ту работу, которую предлагает им Центр. В среднем каждый работник-клиент находится в центре 3 дня в неделю. Продолжительность рабочего дня 4-6 часов. У каждого клиента есть расписание на неделю. Индивидуальный план реабилитации составляется социальным работником. В центре работают 40 человек. Возраст работающих - около 40 лет.
Персонал центра состоит из 5 человек:
1 – руководитель
1 – руководитель производства
3 – инструктора
1 - на кухне
1 - занимается перевозками.
Центр состоит из 4 подразделений:
1) Цех по сборке деталей по заказу фирм. (Фирмы ищутся через объявления в газетах)
2) Ткацкая мастерская
3) Ручное творчество
4) Работа на кухне
В сборочном цеху работают наиболее сохранные сотрудники. Сопровождение - 1 человек персонала на 20 работников-клиентов. В зависимости от состояния здоровья работники могут перемещаться в разные подразделения на несколько дней, но заработок возможен только в цехе по сборке деталей.
В Центре есть столярное оборудование, но оно используется только для изготовления приспособлений для работы.
Каждому клиенту составляют индивидуальный план на день. Профиль работ: где невыгодна работа машин; например, расфасовка мелкой партии шурупов. О цене договариваются с заказчиком. Все деньги идут на оплату работы клиентов. Клиенты получают приблизительно 3 евро в день.
Клиенты занимаются 5 видами физкультуры. Если везде участвовал, то 50 евро в год перед отпуском получают доплаты. Кто приезжает на велосипеде на работу, им тоже доплачивают (Они имеют право на перевозку, но это очень дорого.). Это тоже как трудовая деятельность. Каждый день гуляют, ходят в тренажерный зал. В зоне отдыха создаются условия, в которых клиенты могут общаться, как в обычном социуме.
Зарплата у каждого клиента вычисляется индивидуально. Регулярно ведется список, в котором инструктор каждый день дает оценку за труд и поведение каждого клиента. В конце месяца начисляется зарплата. В конце месяца выдается ведомость: сколько он работал дней, сколько должен за питание и т.п. Все сотрудники и работники центра имеют 4-х-недельный летний отпуск, 2 недели отпуска зимой в Новый год. В эти периоды Центр закрыт и все отдыхают. 44% работающих клиентов постоянно проживает дома, а остальные в общежитии Этева.
Главная цель – социальная. Чтобы люди не маргинализировались. Для общества будет дороже, если человека не социализировать (если человек будет болеть – лечение будет дороже).
Расходы Центра составляют - 400 тыс. евро, из которых:
50% - з/п персонала
28% - аренда помещения
50 евро в день - расход на клиента.
Доходы - 70 тыс. евро.

Посещение Центра обучения в Керава, филиала ПУК, Хельсинки.
Руководитель филиала - Анти.
Филиал создан в 1997 году и на сегодняшний день обслуживает клиентов в радиусе 20 км.
В первые годы существования филиала в нем обучали только аутистов. Сегодня в Центр обучения принимаются также молодые люди с тяжелыми нарушениями развития. Здесь осуществляется работа подготовительного отделения, не подразделяющаяся на специальности. Основные задачи Центра - это развитие моторики и коммуникация. Цели обучения - поддержка и развитие основных моментов жизнедеятельности, новые навыки коммуникации, пребывание в группе.
Всего в центре обучается 38 студентов. Наполняемость групп: 6-8 человек. Учебная неделя - 5 дней по 6 часов (в пятницу - 4 часа). В группах студентов с тяжелыми нарушениями - на 6 студентов - 6 человек персонала. В группах более интеллектуально сохранных - на 8 студентов - 2 человека персонала. Стоимость обучения одного тяжелого студента в Центре составляет 40 тыс. евро в год. Срок обучения 3 года.
Подготовительное отделение для профессионального образования студентов
В этом подразделении обучаются студенты, имеющие умственную отсталость и негрубые нарушения моторики. Срок обучения – 1 год.
Задачи этого подразделения:
- помочь выбрать студенту адекватную профессию,
- сформировать навыки самостоятельной жизни.
В данном подразделении студенты проходят подготовку по специальностям:
- уборка
- уход за зданиями
- работа по озеленению
В начале обучения проводится собрание по формированию индивидуального плана. Потом теория о том, чему обучают, какие требования предъявляют к той или иной профессии. Когда выбирают профессию, стараются организовать практику на этом месте.
По окончании обучения наиболее интеллектуально сохранные студенты заполняют вступительные заявления и пытаются поступить в училище, но чаще становятся клиентами трудовых центров.
Есть группы в Центре обучения, в которые осуществляется серьезный отбор будущих студентов. В этих группах обучаются молодые люди с неглубокими отклонениями, которые хотят получить профессию. Возраст студентов - 16-18 лет. Наполняемость групп - 8 человек, на которых полагается 2 человека персонала (учитель и инструктор). Учитель составляет учебную программу студента на год, исходя из официальной: навыки письма, математика, биология, родной язык, иностранный язык, компьютер, блок предметов по управлению своей жизнью. Каждый учебный план подписывается родителем студента. Контроль за исполнением учебного плана осуществляется руководителем подразделения.
Трудовое обучение в Центре
Руководитель подразделения –Аули.
Трудовое обучение включает в себя поиск мест трудовой практики, где желательно работать в группе, например:
- уборка в театре
- сортировка мусора
- уборка веток в лесу
- уборка парков
- в прачечной складывать полотенца
- кафетерий в доме престарелых (мытье посуды)
- уборка помещения в Доме престарелых.
Группы по 3-4 студента, сопровождение осуществляют 2 сотрудника. Практические занятия организуются 1 раз в неделю.
Цели:
1) Бесплатная практика. Приучают общество к таким людям.
2) Работодатель привыкает и видит, что они прилежные работники и более охотно берет на работу.
В Финляндии фирмы проходят социальную сертификацию, и прием на работу людей с ОВЗ дает дополнительный балл при сертификации. Всемирная система социальной сертификации означает, что там высокое качество труда.

 

12.02.2011 Возвращение в Москву

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная работа в Финляндии имеет гораздо более продолжительную историю, чем у нас в России. В Хельсинки на данный момент остался последний интернат закрытого типа, который к концу этого года будет расформирован на несколько более мелких подразделений, расположенных близко к месту жительства инвалидов.
Во время посещения различных организаций - колледжей, трудовых центров, общежитий - сложилось впечатление, что права инвалидов реализуются в полном объёме. Очень чётко расписаны функции учреждений - куда, в каком возрасте и на каких условиях попадает человек с ограниченными возможностями, куда он попадёт дальше и т.д. Это не означает, что все инвалиды получают помощь сразу при возникновении необходимости, некоторые ждут в очередях возможности поселиться в общежитии или отдельной квартире. Основная идея государства и муниципальных властей - создание небольших подразделений по месту жительства инвалидов. Интеграция людей с нарушениями развития в социум. Поэтому колледжи, трудовые центры и общежития находятся в близком соседстве или в одном здании с обычными квартирами и организациями.
В Финляндии в учреждениях для людей с нарушениями развития очень мало психологов. Нередко в 1 организации всего 1 психолог; или даже вообще его приглашают со стороны для консультаций, когда это кажется необходимым персоналу. Основной упор в обучении, профессиональной подготовке и бытовой адаптации делается на зрительный стимул, аутистов обучают, опираясь на TEACH.
Профессиональное обучение подразумевает подготовительное обучение, во время которого студенту даётся возможность попробовать разные направления, походить на практику и определить, в какой сфере ему больше нравится и более реально для него получить профессиональную подготовку и трудоустроиться. Именно на основе подготовительного обучения разрабатывается план дальнейшего обучения студента. В профессиональной подготовке студентов основной упор делается на подготовку их в тех сферах, в которых они реально имеют шанс найти работу: уборщики, горничные, дворники, обслуживание зданий и т.д. Творческие мастерские развиты слабее и скорее как дополнительные развивающие.
Финский опыт демонстрирует со всей очевидностью, что работа людей с нарушениями по прибыльности никогда не покроет затрат на их содержание и обучение. Например, в одном из трудовых центров годовой расход составляет 400тыс.евро, в то время как доход от работы инвалидов, которые в нём пребывают, составляет около 25 тыс.евро в год. Таким образом, главная задача трудовых центров - не дать инвалидам изолироваться, давать им возможность общаться, работать, отдыхать в социуме, реализуя тем самым их конституционные права.
Несмотря на отлаженную работу по обучению, профессиональной подготовке и трудоустройству людей с нарушениями развития, процент реально трудоустроившихся воспитанников невелик. В среднем 1-5% от всех обучающихся. Остальные студенты остаются клиентами центров занятости для инвалидов.
Также хочется отметить наличие самостоятельных и, в среднем, достаточно обеспеченных муниципалитетов, реально отвечающих за каждого инвалида, проживающего на территории муниципалитета. Именно сотрудники муниципалитета формируют персональные траектории жизни инвалидов на основе документа - личной карты инвалида. Они же доплачивают различные надбавки, размер которых достаточен для реального улучшения качества жизни инвалида. Степень ответственности муниципалитета несравнима со степенью ответственности отечественных муниципальных структур. Все это в целом дает печально известную разницу средней продолжительности жизни инвалидов. Столько пожилых "особых" людей видеть было непривычно.
Как и в России, все гарантированные государством права реализуются не сами по себе, потому что есть такой закон, а посредством участия конкретных людей, их желания добиться, получить, претворить в жизнь идеи, чтобы улучшить качество жизни инвалидов.

 
Центр лечебной педагогики
Родительская организация Дорога в мир
Интернет-магазин авторских подарков
Евросоюз

Наши работы