Керамика
Керамика
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
поиск

Особые Мастерские

Керамика

 Галерея

 

Тамара Лаврентьева, художественный руководитель гончарной мастерской:

С нашими учениками впервые я встретилась в керамической мастерской Центра лечебной педагогики 15 лет назад. Тогда им было всего от 7 до 10 лет и занятия имели больше терапевтическое значение, чем художественное.

Но, уже тогда, видя, какие работы и рисунки делали наши ученики,

я понимала, что с художественной точки зрения они имеют особую ценность. Хотя рисунки были похожи на детские, они не соответствовали их физическому возрасту, скорее их можно было отнести к искусству примитива. Наивное видение –   это простодушное создание своего мира: предметы и люди на картине не заслоняют друг друга. Все, что изображается, одинаково важно для художника, поэтому он старается не перекрывать одно изображение другим;  не пользуется натурой, а рисует «как знает», используя открытый локальный цвет или делая контурный простой рисунок, не учитывая перспективы. Часто используется фризовая композиция  с линией земли снизу и линией неба сверху. Этот стиль давно известен  как наивный («nativus» – природный, естественный). В целом под «наивом»  подразумевается творчество мастеров, не прошедших профессионального или академического обучения. (подробнее ...)

 

Мнения других участников проекта:

Самая большая проблема наших учеников в том, что они социально обесценены, не востребованы в обществе. Они не чувствуют себя полноценными его членами. Из-за этого многие люди с психическими проблемами не развиваются и даже во взрослом возрасте остаются инфантильными. В условиях мастерской эти люди могут реализовать себя как личностно, так и профессионально. Здесь есть социум, где их понимают, ценят и помогают чувствовать себя взрослыми. В мастерской наши ученики общаются с разными людьми, в т.ч. незнакомыми; к нам в гости часто приходят художники. Изделия наших учеников оцениваются со стороны, они оказываются востребованы, и это очень важно. Это меняет самооценку учеников. Они уже не думают «я ничего не могу», а видят, что людям нравятся их изделия, многие хотят их заказать. В результате раскрываются творческие способности каждого ученика. Это происходит не всегда быстро, но обязательно происходит.
Важная для меня сейчас профессиональная задача – построение правильного стиля отношений в мастерской. Привычные отношения «педагог–ребенок» не подходят для людей, которые делают общую работу. Я стараюсь строить партнерские отношения, не забывая о своей ответственности и обязанности помогать тем, кому требуется помощь.
Древняя китайская мудрость гласит: там, где кончается любовь, начинаются справедливость и гуманизм. Мы стараемся избежать обеих крайностей – как равнодушной справедливости, так и всеприемлющего гуманизма.
Мне интересно работать в мастерской не только как лечебному педагогу. Меня всегда привлекало лепить из глины, и я рада возможности учиться этому у наших художников.
Я рисую слонов на вазах. Они у меня получаются добрыми и красивыми. Всем они нравятся. Еще я расписала маленькую вазочку со слонами. И слоны там получились маленькие. А на большой вазе – большие. Мне нравятся мои работы. Тамара учит делать меня фон на вазах. Ещё я делала вазу с людьми. Тамара говорит, что я очень медленно всё это делала. Людей сначала нарисовала карандашом, потом кисточкой начала их  обводить. Потом нарисовала дерево карандашом, потом его начала обводить, потом процарапала листики такой специальной штучкой. Просто никак не могла закончить, чтобы процарапать. Не до конца процарапала листья. Вазочка пусть такая будет. Круглая ваза. Там я ангела нарисовала. Там мама, и мальчик, и девочка маленькая такая. Мама ангел у них. Фон такой голубой, а там люди стоят. В керамической мастерской я делала пуговицы из глины. Пуговицы были разного вида и формы.
Раньше педагоги и психологи в большей степени определяли то, что происходит в мастерской. Сейчас процессом руководит художник, он выбирает направления деятельности, исходя из художественных и производственных целей. Роль педагогов изменилась, они тоже освоили керамические технологии, отвечают за какие-то технические операции в мастерской. Моя задача как педагога состоит в том, чтобы найти каждому его место в мастерской, правильно распределить ответственность.
Мы все вместе формулируем правила, которые помогают работать и уважительно относиться ко всем сотрудникам. Алёна, например, предложила такое правило: «Не обижать никого, особенно меня». Мы согласились – это подходит всем. Мы стремимся к тому, чтобы те, кто умеет больше, помогали умеющим меньше. И сейчас это у наших учеников хорошо получается.
Эти ребята, практически неучёные, делают всё настолько интересно, настолько искренне, – мы были просто восхищены. И преподаватели, и студенты. Работы, кроме свежести и образности мышления, поражают радостью: художник получает такое чистое наслаждение от самого акта творчества, от своей востребованности! Мы решили показать эти работы студентам ещё и вот почему: наши ребята в известной степени «заучены», боятся отступить от усвоенных правил, не продемонстрировать профессионализма, – они слишком хорошо знают, «как надо». А здесь… По словам педагогов этой мастерской,никто из их учеников не может нарисовать куба или шара, не говоря уж о гипсовой голове. Но это не помешало раскрыть их художественную самобытность. Всё сделано так естественно, темпераментно! Это не просто понравилось (и педагогам, и студентам), – здесь есть о чём задуматься, из чего извлечь уроки. Что же до художественного уровня, некоторые работы (не все, конечно, но ведь так всегда) выглядят очень профессионально. Многое зависит от наставника – он должен помочь скомпоновать работу, придать ей законченность. В целом ряд работ я могу оценить как первоклассные. Для создания произведений искусства не обязательно заканчивать институт. Необходимы лишь любовь к своему делу и упорство: человек работает, ищет, пробует – и достигает результата. К слову, керамика, выставленная на нашей кафедре, была разобрана моментально. Студенты и преподаватели выбирали по нескольку штук – и себе, и в подарок. И мы заказали в этой мастерской ещё партию – столько появилось желающих.
Первое ощущение от этой мастерской – это просто хаос. Но чем дольше здесь работаешь, тем больше замечаешь порядка, системы в этом хаосе. Работа вроде бы одна и та же, но всё же каждый раз немного другая. В целом это весело, хотя иногда и немного монотонно. Люди замечательные. Милые и заботливые. И если бы не еда, к которой мне непросто было привыкнуть, то никаких проблем у меня бы не было. Я рада, что целый год могу быть частицей этого классного хаоса.

Фильтр по заголовку     Количество строк:  
Заголовок материала Хиты
1 Галерея - керамика 4204
2 Новые проекты 450
3 Елена Антонова, педагог-психолог 572
4 Маша Староверова, ученица 444
5 Юлия Липес, педагог 438
6 Анна Леонидовна Удальцова, профессор, заведующая кафедрой художественной керамики МГХПУ им. С.Г.Строганова 737
7 Яна Зауэр, волонтёр из Германии 479
8 Тамара Лаврентьева, художественный руководитель гончарной мастерской: 3099
9 Надежда Львовна Моргун, педагог, инициатор создания мастерских 542
Центр лечебной педагогики
Родительская организация Дорога в мир
Интернет-магазин авторских подарков
Евросоюз

Наши работы